ЄС

“Как членство в ЕС повлияет на Украину?”

Только ленивый сейчас не говорит на тему “Евроинтеграции Украины”. Украина имеет статус государства – соседа ЕС и одного из самых перспективных претендентов на приобретение статуса полноправного члена Европейского Союза.

Евроинтеграция Украины приводит к необходимости осознания того, каким образом членство в ЕС может повлиять на суверенитет государства, на выполнение ним своих внутренних и внешних функций, какие изменения это тянет в механизме обеспечения прав и свобод человека и гражданина.

Задаваясь такими вопросами, попытались раскрыть правовую основу евроинтеграционных процессов в Украине.

Природа Европейского Союза?

В исследованиях, посвященных определению природы Евросоюза, проводятся параллели с федерацией, конфедерацией или международной организацией.

Отсутствие собственной территории, населения, суверенной власти говорит об отличии ЕС от федерации.

Отличие от конфедерации проявляется в том, что нормы ЕС обязательны не в следствии того, что приняты государствами-членами, а в следствии того что ратифицированы органами ЕС; право ЕС имеет прямое действие и приоритетное значение с национальными нормами на территории стран-участниц и т.д.

Как международная организация ЕС рассматривается, потому что союз функционирует на основе заключения международных договоров, которые не противоречат международному праву; государства-участники признаются суверенными, несмотря на добровольную передачу определенных суверенных полномочий органам ЕС и т.д.

Все это приводит ученых к выводу, что ЕС это уникальное образование, которое продолжает развиваться (поэтому его природу не может быть до конца определенна) и сочетает в себе элементы разных моделей организации власти – и международной организации, и федерации, и конфедерации, и даже империи.

Общие закономерности интеграционных процессов?

Главная особенность в рамках ЕС – масштабное введение наднациональных принципов объединения. Ни одна другая интеграционная модель, представленная сегодня в мире, не имеет такого организационного механизма. Можно допустить, что определенные наработки, которые проделаны в рамках ЕС, будут переноситься на интеграционные объединения других регионов.

Среди других закономерностей – имеет место радикальное перераспределение полномочий. Прежде всего идет речь о полномочиях по принятию нормативно-правовой актов. В результате имеем упадок роли национальных парламентов, послабление их роли в осуществлении законодательной власти.

За темою:  «От чего зависит и как формируется курс гривны НБУ?»

Переносится нагрузка с национального уровня на наднациональный. Государства-члены ЕС предпринимают определенные шаги, которые должны сбалансировать нарушение этой пропорции. В частности, в учредительных договорах закрепляются положения, в соответствии с которыми правительство связано позицией национального парламента. И парламент, в свою очередь, имеет право вето для блокирования процесса упрощенной процедуры обновления учредительных договоров.

Дефицит демократии в ЕС?

ЄС

“ЕС – это не объединение государств, это объединение народов!”

В рамках темы Украины и евроинтеграции возникает закономерный вопрос про роль украинского народа в политических процессах Европейского Союза. Дефицит демократии ЕС в узком смысле рассматривается, как отсутствие реального участия и реализации интересов граждан стран-членов ЕС в функционировании и формировании органов Европейского союза.

Национальные парламенты оказались устраненными от решения важных вопросов. ЕС – и среди ученых, и среди политиков, и среди общественных деятелей – поддавался критике именно из-за дефицита демократии.

Впрочем, во-первых, существующая на сегодня организационная структура ЕС позволяет ему достаточно оперативно реагировать на вызовы жизни (хотя и имеют минус, как уже было отмечено, определенную изоляцию национальных парламентов от принятия решений).

Кроме того, было введено гражданство ЕС, которое означает установление политико-правовой связи граждан непосредственно с ЕС, а не путем опосредования через государства-члены.

Сегодня все больше акцент делается на том, что ЕС – это не объединение государств, это объединение народов.

Еще один шаг на пути преодоления дефицита- закрепление прав, которые предоставляет именно ЕС, дополнительно к национальной правовой системе. Существование института Европейского омбудсмена. И многие другие сдвиги, которые значительно снизили остроту проблемы дефицита демократии, в сравнении с тем, какая она была в начале 90-х.

Легитимность права ЕС?

Что лежит в основе легитимности права ЕС?

За темою:  «Зачем нужен слепой траст (blind trust) и какая политикам от него польза?»

Главная роль в обеспечении легитимации права ЕС, по мнению многих ученых, отведена Суду ЕС. Именно эта институция на всех этапах развития ЕС прилагала наибольшие усилия, чтобы легитимизировать право ЕС. В результате можем констатировать, что появилось новое право, не тождественное ни международному праву, ни национальному праву. Это автономная правовая система.

Следующий шаг в легитимации – за национальными парламентами и высшими судебными органами государств-членов, которые признают верховенство права ЕС и его прямое действие. Если бы такой легитимации со стороны национальных государств не было, было бы трудно говорить о действительно правовой системе.

Проблема государственного суверенитета?

ЄС

“В ЕС суверенные права остаются за государством!”

Если признавать, что суверенные права передаются от государств-членов органам ЕС, то можно ли говорить о том, что ЕС приобретает такие суверенные права, а следовательно – приобретает ли ЕС такой государственный суверенитет?

Ответ на этот вопрос заключается в том, что суверенные права остаются за национальным государством. Правительство национального государства может передать межгосударственному объединению определенные права. Но факт делегирования имеет временный и добровольный характер.

У государства есть право выхода, а следовательно государство остается полностью суверенным, передается только право реализовывать суверенное право, которое может быть прекращено в любой момент. Проводя аналогию с частным правом, можно говорить о том, что право собственности остается государством-членом, а вот право пользования – временно и на определенных государством-владельцем условиях – передается ЕС. От такого перехода ЕС в собственность ничего не приобретает. Только во временное пользование.

Существует два аспекта государственного суверенитета: формально-юридическое и фактическое (материальное) содержание. Ведь для того, чтобы определить, есть ли действительно государство суверенным или это только определенное образование, которое пытается быть государством, следует проанализировать фактическое положение вещей. Только провозглашения недостаточно.

Относительно общего суверенитета, то ЕС основан как новый субъект международного права. Государства не передают ЕС свой суверенитет. Но в то же время, ЕС наделяется правом реализовывать суверенные права каждого государства-члена (не будучи при этом наделенным собственным суверенитетом). Соответственно радиус суверенных прав расширяется. В рамках интеграционного объединения позиция одного государства консолидируется с другими государствами. Происходит усиленный эффект благодаря общей реализации суверенных прав.

За темою:  «Чому PayPal в Україні так потрібен, але досі не працює?»

Европейское правовое пространство?

Формирование европейского правового пространства – уникальный и очень сложный процесс: из 6 государств-членов их число увеличилось до 28. Сначала это были страны континентального права, потом добавились страны обычного права, потом вошли страны, которые раньше входили в социалистическую семью. Это отдельный важный фактор, который необходимо было учитывать.

Обобщая данную категорию, важно заметить, что она нам нужна, чтобы объяснить уникальную ситуацию, когда граждане подпадают под действие нескольких правопорядков.

Как сказал один из экс-президентов нашей страны: “Евроинтеграция Украины – это перспектива цивилизационных ценностей”. Однако, на наш взгляд, такой путь в первую очередь должен  корреспондировать национальным интересам, интересам граждан, защите их прав и свобод, а также способствовать развитию самого государства и его самобытности.

На видео про некоторые преимущества подписания Договора об ассоциации Украины с ЕС: