морские границы

“Изменения в окружающей среде порождают территориальные конфликты между государствами”

Изменение природного ландшафта ввиду действия стихии не является новым явлением в природе. Однако такие события приводят к спорам между юристами различных стран относительно вопроса, где границы одного государства, а где другого.

Особенно ярким примером, вызвавшим ожесточенные споры среди нескольких государств (Сицилия, Франция, Испания и Англия) в 1831 году, является остров Фердинандея, образовавшийся в результате вулканической активности и находившийся в 30 км к югу от Сицилии.

В настоящий момент этот остров находится ниже уровня моря, и, соответственно, не вызывает вопросы относительно юрисдикции государств.

Подобная ситуация касается также спорного острова Нью-Мур-Айленд (Саут-Тальпатти-Айленд) между Индией и Бангладеш. Пока стороны не могли договориться относительно его принадлежности и установления новых морских границ, этот остров ушел под воду из-за повышения уровня Океана.

Данные примеры позволяют судить о том, что изменения в окружающей среде порождают реакцию со стороны мирового сообщества, и в связи с этим высокая вероятность появления разногласий между государствами по этому поводу.

Причины конфликтов

мировой океан

“При повышении уровня Мирового океана вопрос морских границ будет иметь принципиальное значение”

Правительство Австралии уже вызывает обеспокоенность относительно сохранности морских границ в связи с влиянием цунами, циклонов и штормов, которые являются следствием парникового эффекта, который, в свою очередь, вызывает изменение уровня Мирового океана, что приводит к соответствующим негативным последствиям.

За темою:  «Готові рішення проблем власників прав інтелектуальної власності в зоні АТО!»

Согласно данным, содержащихся в Отчете об оценке изменения климата от 2007 г, (AR4) Межправительственной комиссии по изменению климата предполагается повышение уровня океана к середине 2090-х годов на 0,22 – 0,44 метра в сравнении с уровнем 1990 г.

Организация Объединенных Наций на своём официальном сайте отмечает, что в течение XX века уровень моря повысился примерное на 17см, что намного больше, чем за предыдущие 2000 лет.

Согласно ст.ст, 3, 33, 47, 57 и 76 Конвенции ООН по морскому праву 1982 года ориентиром для измерения внешней морской границы являются исходные линии. Общее правило закреплено в ст, 5 Конвенции и представляет собой положение о необходимости проведения нормальной исходной линии, то есть линии наибольшего отлива вдоль побережья.

Изменение морских границ сопровождает проблема установления правовых режимов, появление претензий одних государств на морские ресурсы, ранее находившиеся под юрисдикцией прибрежных государств, а в новых условиях ставшие ресурсами открытого моря.

При этом вполне закономерно, что интересы прибрежных государств зачастую связаны с настаиванием о сохранении прежних исторических границ. Поэтому нужно разработать действенные правовые пути решения споров, дабы избежать серьёзных конфликтов между государствами.

Статьи 5, 7 и 47 Конвенции ООН 1982 года закрепляют правила определения исходных линий. Правила устанавливают, что такие линии устанавливаются в соответствии с крайней точкой отлива и линией, которая соединяет самые крайние выступающие точки берега.

Способы решения вопроса о границах

мировой океан

“Практика относительно установления новых границ до конца не выработана, однако теория выделяет несколько способов”

Отталкиваясь от этого правила, существует 2 способа решения подобных международных конфликтов при столкновении интересов различных государств.

За темою:  «Чому Україна не виконує рішення Європейського суду з прав людини?»

1) Повышение уровня Мирового океана влечет к установлению новых исходных линий, учитывая существующие изменения.

В таком случае, по мнению многих ученых, необходимо повторно обратиться в Комиссию по границам континентального шельфа за обязательными рекомендациями по установлению внешнего предела континентального шельфа.

2) Второй способ решения проблемы заключается в сохранении положения имеющихся исходных линий и внешних границ морских территорий.

В таком случае воды от исходных линий к суше, согласно статье 8 Конвенции, подпадают под режим внутренних вод. Возможно, целесообразно в данном случае ввести запрет на изменение установленных ранее исходных линий.

Оба варианта решения проблемы изменения морских границ являются возможными. Однако тот, который из них выберет мировое сообщество, будет зависеть от самих государств, подкрепляясь соответствующей практикой.