земельная реформа, земельная реформа в украине, земельная реформа украинаЗемельная реформа в Украине в течение всего времени существования независимой Украины и открытия рынка земель сельскохозяйственного назначения была на повестке дня законодательной и исполнительной ветвей власти.

Земля всегда была, есть и будет самым ценным богатством Украины. Теперь правительство страны пытается провести очередную земельную реформу, которая коснется не только аграрного сектора, но и каждого гражданина Украины и оттого, как будет проведена эта земельная реформа, будет зависеть, станет ли Украина состоятельным государством или потеряет в очередной раз свое время и возможности.

Необходимость проведения земельной реформы в Украине с каждым годом становится все более неотложной. Причина отсутствия результатов от предыдущих попыток реформирования земельных отношений в Украине – это отсутствие виденья концепции реформы в целом и четкого и последовательного планирования внедрения тех или других действий. В предыдущие годы не были сформулированы и озвучены основные цели земельной реформы, можно допустить, что целью было лишь перераспределение земли.

Приватизация земель и деление на части – на все это полагались большие надежды, однако народ так и не почувствовал реальных результатов, а жизнь людей так и не стала лучше, что предопределяет один простой вывод – банальное перераспределение земли не может быть самоцелью. Ранее также писали статью «Безкоштовне отримання та приватизація земельних ділянок в Україні – реальність!».

Любая реформа – это прежде всего комплекс мероприятий, направленных изменить неэффективную общественно-экономическую систему страны, в той или другой сфере. Нынешняя земельная реформа является не первой попыткой власти изменить земельные отношения в Украине, но именно сегодня решается судьба украинской земли на много лет вперед, именно поэтому этот вопрос так сильно тревожит граждан Украины.

Целью нынешней земельной реформы должно быть достижение рационального и эффективного использования земель, а перераспределение в свою очередь должно выступать лишь в качестве инструмента.

Кроме того, реализация земельной реформы должна предусматривать внедрение не только эффективных механизмов землевладения и землепользования, но и развитие современного рынка земли на принципах рыночной экономики.

Главными тормозами земельной реформы традиционно является коррупция, мораторий на продажу земель сельскохозяйственного назначения и желания некоторых политиков спекулировать на этих вопросах.

Основными акцентами земельной реформы, на которые неоднократно обращали внимание многочисленные эксперты в сфере земельного и аграрного права, ученые и политики, есть:

  • снятие моратория на продажу земли,
  • формирования современного рынка земли,
  • гарантирования прав украинцев на землю и использование международного опыта проведения земельных реформ.

земельная реформа, земельная реформа в украине, земельная реформа украина

1.Снятие моратория на продажу земли и запланированные ограничения

Мораторий на продажу земли был наложен еще в далеком 2001 году, который должен был длиться до формирования рынка земли в Украине. Почти 16 лет обсуждался вопрос, как же именно должен функционировать рынок земли, на каких принципах, с какими ограничениями и с какими нововведениями.

Теперь в Украине практически полностью введена в действие система государственного кадастра и регистрации вещественных прав на недвижимое имущество, что в совокупности с другими факторами позволяет утверждать о наличии необходимых базовых технических условий для открытия рынка земель сельскохозяйственного назначения.

В этом году Правительством было объявлено приоритетной земельную реформу в Украине на 2017 – 2020 гг.

За темою:  «Почему опасно ставить пластиковые окна без ГОСТа (ДСТУ)?»

Следует отметить, что формирование современного рынка земли – это в первую очередь изменения в украинском обществе, которые влияют как на государство в целом, так и на каждого гражданина отдельно. О возможных последствиях для Украины в случае непроведения реформ в ближайшем времени читайте здесь: «10 шокуючих наслідків у разі непроведення реформ в Україні в 2017 році!».

Нужно осознавать, что существование моратория на продажу земель не только ограничивает конституционные права граждан Украины, но и негативно влияет на экономику страны. Сегодня в существовании моратория заинтересованы по большей части представители агробизнеса, которые выигрывают через низкие ставки аренды земли, однако даже они понимают, что без современного рынка земли аграрный сектор не сможет дальше развиваться, поскольку существование за счет дешевой аренды не является надежным фундаментом для дальнейшего развития.

Многие считают, что земельная реформа завершится принятием Закона Украины “Об обращении земель сельскохозяйственного назначения”, которые являются крайне ошибочным предположением. Теперь эффективному использованию земель препятствуют многочисленные факторы, среди которых:

  1. Устаревшее и неэффективное использование земель на принципах целевого назначения, вместо эффективного территориального планирования;
  2. Устаревшие титулы на землю (например, право постоянного пользования);
  3. Неполная определенность и урегулированность юридической связи земельного участка с недвижимостью, которая находится на ней;
  4. И главнее всего – мораторий на отчуждение сельскохозяйственных земель.

Само снятие моратория является важнейшим заданием перед Правительством, что также отмечает МВФ.

Впрочем принятие Закона Украины “Об обращении земель сельскохозяйственного назначения” не решит все вопросы одновременно, поскольку ни один из существующих проектов не подходит к решению этого вопроса комплексно. Кроме того, все проекты содержат значительные ограничения для действительно современного рыночного обращения земель.

В то же время снятие моратория на отчуждение сельскохозяйственных земель даст развитие более эффективным механизмам землепользования, однако возможные ограничения для обращения земли создадут еще большие преграды в формировании современного рынка земли, обусловив тем же нивелировку всего позитивного эффекта от реформы.

Наиболее рациональным регулированием отношений относительно обращения земель сельскохозяйственного назначения видится обращение на общих рыночных принципах как для любой другой недвижимости, включая несельскохозяйственные земли.

Поэтому принятие любого дополнительного закона, который бы устанавливал особенный режим обращения земель сельскохозяйственного назначения или дополнительные ограничения, можно расценить по большей части негативно.

Какие ограничения планируются?

1) Прежде всего, планируется существенное ограничение круга покупателей ради защиты “национальных интересов” и “отечественного покупателя”. Но если задуматься, то правительство предлагает за счет самого бедного слоя населения – крестьян, которые и без того были лишены реальной собственности на свою землю, предоставить возможность некоторым гражданам Украины (а возможно и юридическим лицам) купить земельные участки дешевле, чем на открытом рынке. В чем здесь логика? Ответ очевиден – дежурное банальное перераспределение земель.

2) Во-вторых, планируется ограничение максимальной площади земель, которые могут быть в собственности одного лица. Следует учитывать, что отмеченное ограничение – это в первую очередь ограничения инвестиций, которые бы смогли консолидировать и без того измельченные сельскохозяйственные земли. Поэтому зачем это предотвращать? Напротив, нужно стимулировать консолидацию земель и привлечение инвестиций в аграрный сектор.земельная реформа, земельная реформа в украине, земельная реформа украина

За темою:  «Як законно ігнорувати запити Державної фіскальної служби?»

Ограничение для иностранцев

Чем иностранные компании или иностранцы, которые официально работают в Украине, платят налоги, выполняют законы Украины, создают рабочие места и в целом инвестируют в будущее Украины, хуже отечественных? Вопрос риторический.

Кое-кто говорит, что земля это “мать”, а “мать” продавать нельзя, тем более иностранцам. Кто-то считает, что иностранцы купят всю землю и закрепостят всех крестьян. Доля правды и в этих словах, конечно, есть, однако разве текущий мораторий не является закрепощением крестьян, когда люди лишены фактического права собственности? 

Кроме того, введение рынка свободных земель приведет к повышению стоимости аренды на такие земли, а значит иностранцы смогут продолжить арендовать землю, однако по выгодным для украинцев ценам.

Можно по-разному относиться к приобретению иностранцами украинской земли в собственность, но следует учитывать, что, покупая или арендуя землю в Украине, иностранец вкладывает свои средства в будущее Украины, инвестирует в ее развитие не только деньги, но и технологии, современные бизнес-подходы относительно организации сельскохозяйственного производства и много других.

Международный опыт

Украина крайне нуждается привлечения инвестиций в собственную экономику, а аграрный сектор является одним из основных доноров поступлений в бюджет страны.

Опыт реформирования земельных отношений в каждой стране является уникальным и сугубо техническое копирование наработок других стран является крайне ошибочным подходом. Важно выделить наиболее эффективные и рациональные методы и средства, которые бы подходили именно под украинские реалии, и очень осторожно внедрять их в жизнь.

Основной вывод, который можно сделать из международного опыта реформирования земельных отношений, это то, что современный, динамический и либеральный рынок земли экономически намного более эффективен и является благом для страны в целом. В то время когда ограниченный и закрытый рынок земли делает страну беднее и приводит к упадку.

Сегодня рынок сельхозземель должен быть максимально открытым. Однако именно на государство полагается обязанность обеспечить условия для эффективного использования земель и контроль за их использованием, независимо от того, кто является их владельцем.

Как свидетельствует международная практика, способствовать эффективному использованию земель также будет продуманная налоговая политика, которая должна быть направлена в поддержку малого и среднего агробизнеса. Также нужно постепенно повышать земельный налог на сельскохозяйственные земли, поскольку сегодня земельный налог представляет символическую сумму и не стимулирует рациональное использование земли. К тому же адекватный размер земельного налога не позволит спекулировать на земле и сделает невыгодным оставлять ее без возделывания.

В то же время должна быть усиленная ответственность за порчу земель и нарушение земельного и природоохранного законодательства.

Что предлагает власть для формирования современного рынка земли

Принимая во внимание существующую острую социальную и экономическую необходимости открытия рынка земли сельскохозяйственного назначения, целью принятия Закона Украины “Об обращении земель сельскохозяйственного назначения” является правовое урегулирование вопросов, связанных с открытием рынка земель в Украине и ввода при этом особенного механизма обращения земель сельскохозяйственного назначения.

За темою:  «7 ознак, чим хороший адвокат відрізняється від поганого!»

Планируется, что Закон Украины “Об обращении земель сельскохозяйственного назначения” обеспечит:

  • Эффективное урегулирование открытия, организации, функционирования рынка земли сельскохозяйственного назначения;
  • Формирование основ обращения земель сельскохозяйственного назначения и эффективного использования земель;
  • Закладка правового регулирования эффективного использования земель;
  • Обеспечение правового регулирования, которое способствует развития аграрного сектору экономики государства и привлечению инвестиций в экономику Украины;
  • Предвидение прозрачных механизмов обращения земель сельскохозяйственного назначения;
  • Недопущение спекулятивных операций с землями сельскохозяйственного назначения.

На это время отношения, связанные с регулированием вопросов владения и пользования земельными участками, регулируются Гражданским кодексом Украины, Земельным кодексом Украины, а также другими законами, однако положения отмеченных нормативных актов не содержат специальных норм, которые регулируют обращение земель сельскохозяйственного назначения, которые являются скорее плюсом чем минусом, однако содержат все необходимые общие положения, которых в полной мере достаточно для формирования современного рынка земель без принятия отдельных специализированных законов.

Как отмечалось выше, нельзя согласиться с официальной позицией власти относительно целесообразности принятия такого закона, которым вводятся дополнительные ограничения и преграды для существования и деятельности либерального и открытого рынка земель.

Кроме того, создание действительно эффективного рынка земель должно включать у себя упрощение механизма проведения земельных торгов и упрощения государственной регистрации земельных участков, а также упрощение госрегистрации вещественных прав на недвижимое имущество. Эти процедуры крайне коррупционные, потому их непременно нужно изменять.

Единственный подход, который может обеспечить действительно эффективное существование рынка земель, – это применение к обращению земель общих правил и принципов оборота товаров, как и для любой недвижимости.

Вывод

Подытоживая вышеприведенное, нужно обратить внимание, что реформы не могут длиться вечно. Не может земля и граждане, лишенные фактического права собственности, постоянно находиться в подвешенном состоянии. А следовательно, даже несовершенная реформа с существенным ограничением обращения земель является победой перед извечным ожиданием изменений.

Источник: jurblog.com.ua

О сторонниках и противниках земельной реформы в Украине смотрите на видео ниже: